Палилова Таиса Петровна сайт воспитателя

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание) сайта 12080.maam.ru является пользователь МААМ таисия палилова (УИ №434004, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет

 

Моральное развитие детей четвертого года жизни во многом зависит от тех отношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры. Взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательными. Вместе с тем они могут стать и источником конфликтов.
По нашим наблюдениям, причин для таких конфликтов несколько. Одна из них состоит в том, что у ребенка, не решившего, чем ему заняться в данный  момент, возникает мимолетное желание последовать примеру сверстника. Например, мальчик вышел на прогулку и обнаружил, что дети, которые оделись раньше, уже сидят на самокатах или качаются  на качелях. У него появляется желание заняться тем же самым. Но для этого следует как-то заполучить самокат или освободить качели. Повод для конфликта есть. Правда, желания, возникающие в подобных ситуациях, достаточно мимолетны. Поэтому ребенка очень легко переключить на любое другое дело(рисовать мелом на асфальте, делать крепость из песка и т.д.).

Однако, причиной конфликта могут стать более обоснованные желания детей. В процессе возведения постройки или игры ребенку действительно может понадобиться какой-то  предмет, который в данный момент с  полным правом использует его сверстник. Им обоим нужны именно эта машина, именно эти кубики, именно эта посуда...

Безусловно, для приобретения такого количества игрушек, которое может вдруг понадобиться детям, не хватит ни средств, ни помещения. Разумный выход: научить их дружелюбно выходить из таких ситуаций.

Популярный у воспитателей прием «отдай, если вежливо попросят» не стоит рассматривать как единственный и пригодный для всех случаев. Кстати, некоторые дети быстро привыкают использовать этот прием с пользой для себя и в ущерб менее ловким сверстникам.

Помимо таких типичных ситуаций, конфликты возникают и по совсем экзотичным поводам. На окне постоянно сидит мишка, «наблюдающий», как дети одеваются и раздеваются. Одна из девочек настойчиво пытается убрать его в шкафчик: «Потому что у окна холодно и у мишки мерзнет голова». Другая с не меньшим упорством возвращает его назад: «Это его место, и он должен сидеть здесь».

Наконец, длительное совместное пребывание 15-20 детей порождает необходимость считаться друг с другом во множестве незначительных бытовых ситуаций.

Мы видим два подхода к решению этой серьезной проблемы:

вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта; вырабатывать отрицательное отношение к неприемлемым формам поведения.

Приведем примеры первого подхода.

Ребенок принес в детский сад самолет. Все мальчики сразу захотели играть с этим самолетом. Возникла ссора. Воспитатель предложил сделать много самолетов из бумаги, а из кубиков построить большой аэродром. Когда все было готово, началась общая игра, в которой уже не возникало никаких трений.

Дети построили дорогу, которая оказалась такой короткой, что на ней поместилась только часть машин. Возникла ссора: кому ехать? Воспитатель предложил сделать длинную дорогу с несколькими ответвлениями. После этого «водители» мирно и долго ездили по ней.

Мальчик построил гараж для машины. Другой тоже захотел поставить туда свою машину, но места мало - и гараж рушится. Возникает ссора. Воспитатель предлагает сделать гараж на две машины. Недавние «враги» строят большой гараж с перегородкой и двумя воротами и спокойно продолжают играть рядом.

Второй подход заключается в формировании у детей отрицательного отношения к конфликтным формам поведения.

Работа в этом направлении может опираться на следующие психологические особенности дошкольников данного возраста.

Способность при определенных условиях осознать негативные стороны собственных действий. Умение мысленно поставить себя на место другого, чтобы «пережить» ситуацию с его точки зрения. Возможность включения соответствующих форм поведения в образ-Я ребенка.

Осознание ребенком моральной стороны своих действий

Необходимость специальной работы в этом направлении вызвана тем, что дети четвертого года жизни в процессе своих действий думают преимущественно о той цели, к которой стремятся, а не о средствах ее достижения. Отнимая игрушку или толкая сверстника, который стоит на пути к маме, ребенок думает об игрушке и о маме, а не о правах и переживаниях другого.

Оценка поведения ребенка, конечно, обозначает для него отношение взросло го, но не затрагивает главного (игрушка была очень нужна, а приход мамы вызвал искреннюю радость) и поэтому крайне редко западает в детскую душу настолько глубоко, чтобы вспомнить о ней при повторении ситуации.

Вскоре после негативного поступка (во второй половине дня или на следующий день) воспитатель разыгрывает перед детьми сценку, точно воспроизводящую нежелательные действия ребенка Участниками события являются не дети, а игрушки (зайцы, мишки, куклы и т.п.). Этот момент принципиально важен. Взаимоотношения игрушечных зайцев непосредственно не задевают детей, и они могут более спокойно и объективно отнестись к их действиям. Участники конфликта, как правило, узнают ситуацию. При этом они получают возможность снова включиться в нее и увидеть себя «со стороны». Это побуждает ребенка самого внутренне определиться, нравится он себе в таком виде или нет.

Приведем несколько примеров.

Миша часто ломает постройки других детей, мешает им играть.

Воспитатель показывает такую сценку.

«Хороший» заяц (строит дом). Построю дом, буду в нем от лисы прятаться. И дождь меня в доме не замочит. Еще поставлю ящик и буду держать в нем морковку. Другие зайцы придут спрятаться от дождя, а я их морковкой угощу. Потом построю кровать...

Появляется «плохой»заяц.

Плохой» заяц. Ты что тут делаешь?

Хороший» заяц. Дом строю, чтобы от дождя прятаться и морковку хранить.

Плохой» заяц. Я тут прыгать хочу (ломает дом).

Хороший» заяц (плачет). Я так старался, хотел всех друзей в гости позвать. Ты мог бы рядом попрыгать.

Миша сидит, опустив голову. Дети жалеют «хорошего» зайца. Воспитатель помогает восстановить дом.

Нина играет с новым телефоном. Саша просит дать ему поиграть. Нина грубо отталкивает Сашу и кричит: «Уходи, не дам телефон».

Вечером воспитатель показывает сценку.

«Плохой» заяц играет с телефоном.

«Хороший» заяц. Дай мне, пожалуйста, немного поиграть с телефоном.

«Плохой» заяц (толкает его). Убирайся, не дам!

«Хороший» заяц плачет.

Дети предлагают ему свои игрушки, осуждают «плохого» зайца. Нина покраснела, сидела молча. Потом вместе со всеми гладила и жалела «хорошего» зайца.

Настя после сна часто прячет заколки других девочек. Те волнуются и плачут.

Воспитатель разыгрывает сценку.

«Хороший» заяц нашел в саду яблоко и принес его домой. Положил на видное место и говорит: «Пойду позову друзей, будем есть яблоко, а потом поиграем». Уходит.

«Плохой» заяц прячет яблоко.

"Хороший» заяц возвращается и не находит яблоко, ищет, заглядывает в разные места, плачет.

Дети рассказывают ему, что случилось и где спрятано яблоко.

Настя сидела молча. Заколки больше не прятала.

Необходимо подчеркнуть: воспитатель сознательно не называет имени ребенка, действия которого имитируют персонажи. Что касается детей, то одни не видели этого поступка или не обратили на него внимания; другие забыли про него; третьи не отождествляют заколки с яблоком. Поэтому ребенок самостоятельно оценивает показанную ситуацию. Он видит, как к таким поступкам относятся окружающие, может вместе с ними осудить поведение плохого персонажа и, тем самым, свое.

Воображаемая постановка себя на место другого

В процессе работы воспитатель опирается на такую психологическую особенность детей четвертого года жизни, как умение вообразить себя кем-то другим и, следовательно, увидеть и оценить ситуацию не только со своей точки зрения, но и с точки зрения этого «другого».

В основе предлагаемого педагогического приема лежит принятие ребенком роли того, кто страдает от его действий.

Костя на прогулке постоянно давит ногами муравьев. Беседы с ним не дают никакого результата.

Вечером воспитатель предлагает поиграть в «муравьев»: дети - «маленькие муравьи» - будут ползать по «поляне», собирать семена цветов и т.д. Только дети начали ползать, прибегает заяц и говорит, что по лесу ходит злой великан, который давит муравьев ногами. Все начинают прятаться: ползут под стол, под кровати. Костя тоже прячется. Великан походил по группе, потопал ногами, удивился, куда делись муравьи, и ушел. Заяц сказал, что опасность миновала и муравьям можно выползать из укрытия. Дети радовались тому, что великан никого не задавил.

Костя больше муравьев не трогал.

Данный прием непригоден для регуляции взаимоотношений между детьми. Ведь ребенок должен поставить себя на место другого ребенка, которого он обидел. Детям четвертого года жизни это еще недоступно.

Прием целесообразно использовать, чтобы показать, как от действий детей могут страдать животные, птицы, полезные насекомые, роли которых ребенок принимает охотно и легко «вживается» в них.

Включение положительных форм поведения в представления детей о себе

Действия детей четвертого года жизни зависят не только от их непосредственных желаний и стремлений, но и от их представлений о себе самих. На этой психологической особенности дошкольников строится работа воспитателя.

Какие же представления о себе могут положительно влиять на поведение детей? По нашим наблюдениям, эти представления можно выразить следующим образом: «Я поступаю так» («Я помогаю дедушке», «Я защищаю птичек» и т.п.).

Самым простым способом включить такие представления о себе в образ-Я ребенка являются слова взрослого, фиксирующие соответствующее поведение детей. Так, если ребенок один раз помог вам убрать игрушки, слова «Витя настоящий помощник, он замечательно убирает игрушки» заостряют его внимание на этом, возможно, случайном поступке, вызывают гордость за него и одобрение своих действий.

В то же время положительное отношение к помощи взрослому не препятствует тому, что при отсутствии настроения ребенок может уклониться от дела. Поэтому подобный прием не дает немедленного результата, хотя постепенно меняет детей в лучшую сторону. При его использовании следует иметь в виду еще одно обстоятельство: тот факт, что помочь - это хорошо, вовсе не означает для детей, что отказать в помощи - это плохо. Поэтому наряду с хорошими действиями, которые мы приписываем ребенку, необходимо одновременно сообщать ему и о плохих поступках, которые мы хотели бы предотвратить. Чтобы противопоставление хорошего и плохого было более ярким и эмоциональным, лучше приписывать нежелательные поступки отрицательным персонажам. Они совершают все то плохое, что вы не хотите видеть в детях, а дети становятся их противоположностью - носителями добра.

Такая работа проводилась в детском саду № 17 Одинцовского района Московской области.

Воспитатель. Сегодня я расскажу вам про детский сад у злого волшебника. Он собрал только злых и плохих детей, и они все время старались сделать что-нибудь плохое: рвали книжки, ломали игрушки, дрались, кидали камни в птиц, пачкали одежду, никогда не просили друг у друга прощения, не говорили «пожалуйста», не здоровались и не помогали товарищам.

Как вы думаете, у нас такой же детский сад?

Дети (хором). Нет!

Воспитатель. Какие дети в нашем детском саду?

Дети (хором). Хорошие.

Через четыре дня воспитатель перед прогулкой в раздевалке обращается к детям.

Воспитатель. Помните, я вам рассказывала про детский сад у злого волшебника. Знаете, что там случилось? Дети играли, потом бросили все игрушки и убежали гулять. А игрушки лежали и тихо плакали. Вы так поступаете?

Дети. Нет, не поступаем.

Воспитатель. Да, вы так не делаете. Давайте зайдем в группу и еще раз посмотрим, все ли игрушки на месте.

Дети вернулись в группу, посмотрели по сторонам, положили все игрушки на место и сказали: «Мы так не делаем! Так делают только плохие дети в плохом детском саду».

С помощью этого приема вы решаете несколько задач.

Во-первых, фиксируете в сознании ребенка, что хорошо, а что плохо. Причем фиксируете не в безличной форме («Драться из-за игрушек плохо»), а достоверно описываете как хорошие, так и плохие поступки. Например, выразительно рассказываете, как воспитанники злого волшебника ссорятся, как они кричат: «Моя кукла!», «Нет, моя!», «Отдай!», «Не отдам!», вырывают куклу друг у друга, отрывают у нее руку, как кукла плачет. Затем так же подробно рассказываете, что дети в нашей группе ведут себя совсем по-другому - они говорят: «Дай мне, пожалуйста, поиграть» или: «Давай играть вместе»; не дерутся из-за игрушек, решают все мирно: «Возьми, а потом дай мне» или: «Я немного поиграю и дам тебе».

Показывая одновременно плохие поступки, приписываемые персонажам, и хорошие, приписываемые самим детям,
вы побуждаете их самостоятельно решить, какие они - плохие или хорошие.

Во-вторых, говоря: «Наши дети хорошие», вы показываете, в чем это проявляется, и включаете это хорошее в представления детей о себе.

В-третьих, вы не осуждаете детей. Ведь когда они «борются» за куклу или машинку, то думают только об этой игрушке. Они далеки от мыслей, хорошо это или плохо. Прямая критическая оценка воспринимается детьми главным образом как недовольство взрослого.

Использование названных приемов постепенно сказывается на поведении детей. Об этом говорит не только уменьшение числа конфликтов и возникновение дружелюбной атмосферы, но и реакция детей на негативное поведение сверстников.

Перед сном Владик, расшалившись, ударил Катю. Та кусает его за руку. Мальчик плачет. Пока воспитатель мажет руку Владика свинцовой примочкой, дети говорят Кате: «Нельзя кусаться»; «Только Жучки кусаются»; «Только у злого волшебника в детском саду плохие дети так делают» и тд.

То, что дошкольники самостоятельно обращаются к отрицательным персонажам с целью повлиять на поведение сверстника, показывает следующее:

у детей этого возраста, объединенных в группу, уже есть потребность как-то воздействовать на складывающиеся между ними взаимоотношения; дети принимают и одобряют требования поддерживать доброжелательные отношения; противопоставление детей как носителей добра вымышленным персонажам, олицетворяющим плохие поступки, является той формой приобщения к моральному содержанию поведения, которая соответствует данному возрасту.

Описанные приемы направлены преимущественно на преодоление реально возникающих в вашей практике нежелательных форм поведения детей.

Кроме того, считаем необходимым знакомить дошкольников с более широким кругом одобряемых и осуждаемых поступков, которые им понятны, но не обязательно встречаются в их практике.

Чтобы такое ознакомление проходило достаточно оживленно и эффективно, предлагаем игру, условно названную "Фу". Строится она следующим образом. Воспитатель поочередно называет разные поступки - положительные и отрицательные («оторвал кукле руку», «помог застегнуть пуговицу»), а дети хором оценивают их возгласами одобрения или осуждения: «Ура» или «Фу».

Как показали наблюдения, такая игра больше всего подходит детям 3-4,5 лет.

Приведем несколько примеров.

В конце прогулки воспитатель предлагает поиграть в новую игру: «Я буду называть действия детей. Если они поступают хорошо, вы говорите «ура», если плохо - «фу» Согласны?»

Дети (хором). Да.

Воспитатель. Ломать лопатки?

Дети. Фу!

Воспитатель. Покатать друга на санках?

Дети. Ура!

Воспитатель. Покормить птичек?

Дети. Ура!

Воспитатель. Сломать чужую постройку?

Причиняет зло другим

Ущипнул за руку (малыша, сверстника, бабушку)

Ударил (рукой по лицу, лопаткой по спине, клюшкой по голове)

Поцарапал (лицо, руку)

Измазал краской

Толкнул в снег

Подставил подножку

Обсыпал песком (снегом); обрызгал водой из лужи (малыша, сверстника, бабушку)

Толкнул (с велосипеда, с горки, в лужу, в яму, в снег)

Ломает игрушки, постройки, вещи (гараж, дом, башню, машинку, карандаш) Рвет (чужую книгу, картинку, рисунок) Прячет (чужую игрушку, шапку, перчатки и др.)

Забросил (чужую шапку в крапиву, игрушку в лужу, за забор и тд.) Обижает животных Кинул камнем (в кошку, собаку, птицу) Пнул ногой (собаку, кошку) Раздает (муравья, божью коровку) Разорил муравейник Вытаскивает рыбок из аквариума Выдернул перо у попугая

Причиняет вред растениям

Срывает цветы Ломает ветки Портит вещи

Рвет (книги, картинки, рисунки) Ломает (машинки, кукольную мебель) Отрывает у кукол ноги, голову Пачкает (книги, обои) Думает только о себе Отнимает у детей (игрушку, карандаш, фломастер, краски, совок, машинку) Прогоняет с качелей Расталкивает других, чтобы пройти первым (к столу, к дверям)

Не дает другим свои игрушки и вещи (санки, машинку, куклу, книгу, фломастеры)

Дети. Фу!

Воспитатель. Помочь почистить снег на участке?

Дети. Ура!

Воспитатель. Какие вы молодцы: все знаете.

Вторая половина дня.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Фу» (повторяет правила). Хотите?

Дети. Да.

Воспитатель. Кусаться?

Дети. Фу.

Воспитатель. Играть дружно?

Дети. Ура.

Воспитатель. Драться?

Дети. Фу.

Воспитатель. Убирать игрушки?

Дети. Ура.

Воспитатель. Делиться игрушками?

Дети. Ура.

Когда игра еще только осваивается, некоторые дети могут молчать, а некоторые - отвечать неправильно. Первых надо оставить в покое: постепенно они освоятся. Что касается вторых, то их мнение можно еще раз спросить после игры. Прерывать игру и выяснять, действительно ли ребенок считает, что ругаться хорошо, вряд ли стоит, так как очень важно не потерять темп игры и настрой детей.

Эту игру можно проводить раз в неделю по 5-7 минут, задавая каждый раз не более 8-10 вопросов.

Ниже приводим перечень положительных и отрицательных поступков, которые вы можете использовать для этой игры.

Помогает другим. Заступился (за девочек, за новенького, за малыша). Помог новенькому (показал, где лежат игрушки, как собирать конструктор). Помог (застегнуть пуговицу, молнию, завязать шнурки, сложить одежду). Помог отмыть краску. Помог малышу отряхнуть снег. Помог товарищу подняться, когда тот упал. Помог вытереть грязь, спуститься со скользкого крыльца, обойти лужу. Помогает восстановить постройку, найти туфли, расческу Помогает подклеить книгу. Помогает достать упавший за забор (в крапиву) мяч. Помогает животным. Покормил (голодного котенка, птиц). Кормит рыбок. Почистил клетку попугаю. Налил птице воды. Ухаживает за растениями. Поливает цветы. Бережно относится к вещам. Подклеил книгу. Починил вместе с папой (куклу, машинку). Заботится о других. Покачал товарища на качелях. Отказался играть в игру, в которую не приняли друга. Приносит свои игрушки и всем дает поиграть.

13 февраля 2016 в 00:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.